«Гипсовая голова» 

 Занятия на вечернем рисунке MunArtIZO 

  • 0 Приглашаем на Вечерний рисунок … натурщиков и учеников.
  • 1Переход от гипсовой головы к живой натуре
  • 2 Пропорции и анатомия как их применять
  • 3 Типы лица
  • 4 Работа над короткой зарисовкой головы и длительным портретом
  • 5Портреты и портретисты (можно из историй о передвижниках и немного зацепить живопись )

Рисунок с натуры.

Голова человека.

0.) Приглашение на Вечерний рисунок….

  Существует мнение, что живую голову человека с натуры рисовать сложнее!

  Да, сложнее!

  Есть определенные трудности по сравнению с рисунком гипсовой головы.

Трудно, когда не знаешь,как!

  Пару занятий и разные сомнения и неуверенность проходят!

  Роль преподавателя заключается в том, что он объяснил вам правильные этапы ведения работы, как рисовать, и разные тонкости при работе с портретом. Помогает начинающим избавится от неуверенной и непоследовательной в работы.

  Главное решить вам это нужно, уметь рисовать грамотно и ?!

  Да нужно и очень интересно!

  Поздравляю! Вы приняли решение, вы идете на ВЕЧЕРНИЙ  РИСУНОК  в художественную мастерскую!

  Если вы поступаете в художественный ВУЗ, или уже учитесь и ищите возможность для дополнительных занятий.

  Если еще сохранилось детское желание научиться хорошо рисовать или как говорят просто  для души, то непременно приходите на вечерний рисунок в нашу мастерскую MunArtIZO И прихватите с собой парочку друзей, ваши друзья могут подойти в качестве натурщика.

  Если ваш  друг или подруга обладает яркой, выразительной внешностью, интересными чертами лица,  имеет свободное время и желание быть среди интересных, творческих людей,

  Непременно!

  Приходите!

В качестве модели вы точно подойдете!

  Ура!

  Вы пришли! Приступаем к занятиям!

(1).  Переход от гипсовой головы к живой натуре.

  Первое, что вы освоили на занятиях по рисунку гипсовой головы человека (ССЫЛКА)  это видеть и брать обобщенную форму, сосредотачивать своё внимание на целом.

  Обратите внимание, на незначительный, якобы, момент! Скульптурные портреты это не продукт слепого копирования. В процессе художественной обработки модели мастер убирает все несущественные, случайные, мелкие мешающие образу детали и тем самым создает обобщенный художественный образ. В работе над рисунком гипсовой головы человека, обращаю ваше внимание, идёт процесс освоения уже обобщенной формы  скульптором. Вам на мысленном уровне эту работу проводить уже не нужно. а в работе с живой натурой, рисующему необходимо смотреть и выявлять самостоятельно  обобщенную, большую форму и постоянно в процессе каждого этапа рисования работать отношениями, последовательно от общего к частному, от простого к сложному и одновременно необходимо развивать в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и передавать лаконично его сущность, его характер. То есть в рисунке головы с живой модели, вы самостоятельно создаете образ человека, что и называется портретом. Из раздела, поэтапного, ведения учебного рисунка  есть такое высказывание- от простого к сложному.  Как скульптор от куска глиняной формы убирает все лишнее и высекает образ!

  Когда вы рисовали гипсовую голову, вы работали поэтапно от простого к сложному. Сначала строили большую, общую форму головы. Путем измерения, на расстоянии, соотношения величин лицевой части к общей массе головы. Вы научились выстраивать в соответствии с пропорциями саму лицевую часть. И тут важно понять и закрепить как опыт, что при построение пропорций лицевой  плоскости, вы искали и подготавливали место для дальнейшего рисования лба, глаз, скулы, носа, подбородка, искали правильное место для рта, уха и т.д.. В рисунке головы с живой модели сохраняется тот же  принцип ведения работы.

Но возникает, новое. Дальнейшая работа над деталями живой формы получает иной характер. Знание анатомии и умение применять его приобретает решающее значение. Любая живая модель, натура имеет свои особенные пропорции построения и рисовальщик должен передавать не застывший слепок гипсовой головы, а живую форму, передавать так, чтобы чувствовались кости и мышцы, чтобы в рисунке ощущалось тело. Как точно вы увидите характер движения линии глаз, губ и т.д. выявите характерные особенности присущие только этому человеку, живому который сидит перед вами, определяется похожа натура или нет, или вы рисуете, абстрактный канон, гипсовой модели.

  В предыдущей статье обращалось внимание, на то, что гипсовая голова статична. Всегда находится перед вами в одном положении, как ее выставили на постановке, то есть неизменна. А живая модель имеет свойство постоянно быть в движение, при этом меняется ракурс, освещенность,  изменяется контур и место полутеней. И тут легко можно скатиться на путь срисовывания, что ведет, обязательно, к поражению начинающих в изучении академического рисунка.

  Смотрите! Тени ложатся по форме, при определённой точке взгляда на натуру и установленной освещенности натуры. Натура живая и вертится, вернуться ей на установленную точку, сложно. Чуть изменилась точка взгляда,  и контур теней изменился, а вы продолжаете искать тот прежний контур. Начинаете копировать, просто срисовывать, а ОНО все почему-то меняется, а у вас на рисунке все почему то разлазится.

  Так получается, если начинающий рисовальщик смотрит на нос и рисует только нос, затем рисует рот и не сравнивает его величину с общей формой головы и рисует только губы. Обязательно при срисовывании  нос будет сдвинут, глаза по  косятся, а ухо почему то влепится на затылке и попробуй все исправить! Только все вытирать резинкой и строить, строить и строить форму, господа хорошие!

Чтобы такого избежать, необходимо вернуться к своему опыту рисунка гипсовой головы и просмотреть  внимательно правила построения и закономерности строения пропорции лицевой части.  Готовите место, для дальнейшего рисования носа, глаза, губы и т.д..

  В дальнейшей работе над рисунком головы с живой модели, начинающему рисовальщику придется столкнуться с тем, что?

  Гипсовая модель была однородного по тону и фактуре материала. В рисунке с живой  натуры, моделировка формы усложняется тем, что живая натура имеет различную окраску по тону и цвету лица, волос, глаз, губ, щек и т.д.  Разница в тоне поверхности формы живой головы может приводить рисующего к тому, что вместо изображения формы он начинает видеть и копировать светлые и тёмные пятна, а иногда выдумывать, чего там нет.  Поэтому сила светотени на живой натуре, будет зависит не только от источника света, как он расположен, но и от окраски освещаемой поверхности.

( 2). Пропорции и анатомия, как их применять.

  Прежде чем провести первые линии, легким  касанием карандаша к бумаге, смотрим на натуру и АНАЛИЗИРУЕМ!

  Анализируем и выявляем общий характер формы головы. Под массой волос просматриваются особенности строения формы черепа. Если позирующий человек, позволяет вам, то возможно придется руками ощутить форму или попросить на время собрать волосы. А на улице обратите внимание на прохожих. На то, что  внешняя форма головы мужчин, женщин,  детей, то есть, строение черепа у людей имеет  отличия. Перечислять овал, круг, ближе к треугольнику не стоит, просто посмотрите и отметьте себе, что есть различия, характерные особенности, и определите какие. Идём дальше.

  Анализируем и высматриваем, какая особенность строения головы характерная у данного сидящего перед вами человека, который позирует для вас. Крутится, вертится, хочет поговорить с вами! Ведь он живой и светится! Светится от счастья, что все внимание на него, ваше внимание ему, единственному!

  Будьте снисходительны, прощайте ему постоянные возюканья, и трепыхания сидя на стуле! Внутри он счастлив! Все внимание на него! Он в центре вашего внимания и как свойственно детям удержать, скрыть свою радость он не может!  Так бывает поначалу и только, с новичками. Радуйтесь жизни вместе с ним и продолжайте анализировать!

  Во время изучения модели и особенно, когда вы начинаете  намечать общую большую форму головы, а затем основные части лица - расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, - сравнивайте их размеры по отношению не только к друг другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. Очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика переделывать рисунок заново.

  Что такое пропорции, и как их применять? Сначало можно рассмотреть, что входит в понятие КЛАССИЧЕСКИХ пропорций лица, и канона красоты, который берет свое начало с времен Древней Греции.

  Смотрите! Древние греки ввели понятие канона красоты для всей фигуры человека. Художники начиная с эпохи Возрождения также разрабатывали каноны пропорций строения лицевой части головы человека и всей фигуры в целом. ( таблица Леонардо фигура человека в круге, можно и другие)

  Но необходимо понять, что любой канон это ни есть абсолютная пропорция для каждого человека! Любой канон является ОБЩЕЙ ЗАКОНОМЕРНОСТЬЮ пропорционального членения формы, а сам термин пропорции можно охарактеризовать, как соотношение величин методом сравнения.

  Деткам в художественной школе, как рассказывают? Голова у человека имеет форму круглую, на лице два глаза, и показывает учитель, какого размера и где они располагаются. Ниже располагаются нос, губы и т.д. Помните?  Для студентов изучение пропорций начинается с более конкретного, что голова имеет форму ближе к овалу.

   А далее, сами для себя, нарисуем схему.

   Овал напоминающий форму яйца. Понятно, что лоб это широкая часть овала, а место подбородка, зауженная к низу. Сверху вниз проводим вертикальную линию ОСЬ СИММЕТРИИ, линия, которая делит пополам на две равные части, в данном случае лицевая часть головы человека, схематично овал. Разрабатывая канон пропорций художники прошлых столетий пришли к одним и тем-же выводам, что голова разделяется на три равные части. Делим наш овал на три равные части.

  Первая линия, горизонтальная,проходит через точку на оси симметрии на уровне начало волос, где чуть ниже формируются лобные бугры.

  Вторая,горизонтальная, линия проходит на уровне бровей, (надбровные дуги).

  Третья проходит на уровне носа, но ни кончика, а именно основания носа.

  Четвёртая проходит через точку на подбородке. Нарисовали? Следующее! И продолжаем рисовать. Расстояние между крыльями носа равно расстоянию между глазами, а точнее между точками от слезника и равно видимому размеру глаза от слезника до наружной точки края глаза. Вертикальная линия должна соединять наружный угол губ и внутренний край радужной оболочки глаз. В пространство между глаз, помещается размер одного глаза. Схематично вы нарисовали классические пропорции лица. Есть мнение, что оно не интересно, слишком правильное! Любой человек обладает своими характерными непропорциональными особенностями в своей внешности и этим он привлекателен! А ещё подмечена следующая закономерность в пропорциях.

   Смотрите! Расстояние от подбородка до точки на переносице до макушки равны. И получается, что переносица располагается в центре всех форм, и является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг. Точку в центре переносицы, используют, как точку отсчета, при линейно конструктивном построении пропорций лицевой части головы. Когда намечена общая большая форма всей головы. Легкой линией посередине лицевой части  ПЕРВоНАЧАЛЬНО наносим среднюю горизонтальную линию, которая проходит в точке переносицы и делит пополам лицевую часть, от макушки до края подбородка. И вертикальная линия, которая является осью симметрии и проходит, по середине носа, но не забываем, что сам кончик носа пока сам по себе. Ось симметрии проходит от макушки, далее точка переносицы, точка ,,под носом,, т.есть основания носа и вниз, через середину плоскости, которую формирует подбородок. Эти вспомогательные линии, их ещё называют профильная и поперечная перекрещиваясь в точке переносицы, образуют так называемую ,,крестовины,, . Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшей работы. (  Миша здесь вставь рисунок первого этапа, линейно конструктивного с разметкой вертикальной и горизонтальной лицевой части, первый этап...)

  Термин пропорции обозначает, соотношение величин. Как это понять впервые и сразу?

  Возьмём линии вертикальные и горизонтальные. Из них построим простую геометрическую плоскую форму, с меньшей, в сравнение, по размеру горизонтальной линией по отношению к вертикальной линии. Мы построили прямоугольник. А теперь послушайте слова, термины ,,по отношению,,  ,,в сравнение,, то есть, при построение прямоугольника сравнивались величины по отношению к друг другу. Как работать с пропорциями, и осмысленно освоить метод работы и правильно брать пропорции можно только во время практики. И всё-таки как пользоваться этими знаниями?

  Посмотрите на форму всей головы в качестве общего пятна с контуром. Далее. Перекинте своё внимание на пятно глаза. Разница есть в величинах? Определённо есть! И Очень важно, разницу величин, брать точно, а для этого используется метод, как лучше видеть и брать общую пропорцию объекта, с применением вертикальных и горизонтальных линий.

   Далее идет пояснение, поиска пропорций, применяя вертикальные и горизонтальные линии, как вспомогательные.

   Вернёмся к общему пятну головы и к пятну, которое формирует, как объект глаз. Пятно головы представили? Строго горизонтальную линию проводим по самой крайней точке сверху, это может быть макушка головы или прическа и т.д. Горизонтальную линию проводим внизу , где находится крайняя точка, это может быть подбородок, шея или согласно всей композиции линия плеч. По бокам проводим вертикальные линии, также по крайним точкам объекта. Получается простая геометрическая плоская фигура, прямоугольник или ближе к квадрату это общая пропорция головы. Пятно глаза точно так же заключаем в горизонтальные и вертикальные линии. А теперь смотрите, для того, чтобы правильно, построить общую пропорцию головы,  необходимо найти точное соотношение величин горизонтальной линии по отношению к вертикальной. Сравниваем меньшую величину с большей и определяем разницу в размере линий.  Для этого необходимо вытянуть руку с карандашом, который вы держите строго горизонтально, приложить его к, визуально проведенной в пространстве   горизонтальной линии и измерить величину горизонтальной линии, зафиксируйте. А затем поверните руку и приложите за фиксированную  величину горизонтальной линии к вертикальной и сравните разницу.Таким методом рассчитывается до точности высота и ширина объекта на расстоянии. Метод мультика, это когда взгляд переводится поочередно несколько раз с одного объекта на другой и так несколько раз, пока ясно не увидите разницу в величинах.

  Технически эти все задачи осваиваются и нарабатываются как опыт только на практике.

  Выбор места, точка взгляда, поиск композиции, научится ,,глазами смотреть обобщенно,, и многое другое.  Все эти тонкости раскрываются и становятся знаниями в процессе рисования, непосредственно работы с учителем.

  Например, есть такое понятие как. Глазомер! Работа с глазомером описана выше в пояснениях, при поиске общей пропорции головы. То есть. На расстоянии, вы замеряете, сравниваете отдельные фрагменты объекта, при построение, или берете соотношение высоты и ширины находясь на расстоянии от натуры, сидя на своём месте при помощи карандаша. Карандаш используется как линия замера высоты и ширины. Весь процесс работы с глазомером легко освоить в практической работе.

              (    Новая вставка до РАБОТАТЬ надо мне!

( Дюрер и его пособие через стекло, можно увидеть, как ты ошибаешся точнее глаз ошибочно выдает информацию о пропорциях о реальном соответствии ширины к высоте и в чем суть его пособия?

  Можно как упражнение рисовать шахматную доску в перспективе, чтобы найти правильное сокращение  применяем вертикальные и горизонтальные линии и определяем общую пропорцию шахматной доски в перспективе. Проще можно рассмотреть по этапам выполненное уже данное упражнение и понять огромную роль линий вертикальных, горизонтальных и работа с обобщением, с поиском большой общей формы.)

       РАБОТАТЬ до сих пор!

       Далее хорошо, можно читать!)

  Автор данной статьи и методика занятий, в художественной мастерской  ВЕЧЕРНИЙ  РИСУНОК  ….. придерживаются академического направления в обучении рисунку, живописи и др. видам изобразительного искусства. Сам термин ,,академический рисунок,, заключает в себе принципы и методы реалистического искусства, где каждое положение имеет научно-теоретическое обоснование, а обучение подчиняется определенной системе.      Профессиональный термин, ,,учебный рисунок,, имеет две разноплановые трактовки значения.

Первая. ,,Учебный рисунок,, является определенным, очередным, заданием в программе занятий, которое входит в систему академического обучения рисунку.

Второе.  ,,Учебный рисунок,, как термин определяет самостоятельное направление, какой либо из школ ИЗО, новых, модных, самостоятельно развивающихся, в которые могут войти любые концепции и взгляды на искусство.  В предлагаемых текстах статей и в общении учителя с учеником употребление профессионального термина ,,академический рисунок,, указывает на последовательность в методике и преемственность наследия лучших традиций русской академической школы изобразительного искусства, Вклад целых поколений, который признан и  поныне  и на основе которых строится академическое обучение в классическом стиле в учебных художественных заведения, а также и на западе наша школа русского искусства преподается и берется за основу в обучении ИЗО.Приезжающие туристы из западных стран, Америки с удовольствием приобретают полотна с реалистическими тенденциями и направлениями.

  Под научными  основами учебного рисунка подразумевается правила, законы, научные положения. Это правила и законы перспективы, соблюдение  структуры строения человеческого черепа и закономерность расположения мышц. Возможно в разной манере наносить, работать штришочком, но закономерность расположения мышц, костей, сухожилий рисующий должен передать правильно, ибо это уже научные положения рисунка. В перечень научных основ рисунка входят правила о пропорциях, закон перспективы, конструктивной основе построения формы, закономерности в работе тоном, и многое, многое ни менее интересное и важное. А важно, что? А важен сам подход в работе, что это значит?

  Если человек, (если вы ), то, что видите, то и малюете, не применяете правила и законы академической грамоты, то это называется дилетантство, народное творчество! Данный подход никак не считается плохим или чем то зазорным. Народное творчество, имеет свои привлекательные особенности. Красиво, но когда дилетантство, то безграмотно!    

  Выбор всегда, только за вами! Но выбирать можно, только когда ты знаешь, и этот выбор предлагается тебе! С этой целью и было раскрыто понятие,, академический рисунок,,, дабы вы смогли настроится на длительную, кропотливую, и интересную, увлекательную работу, и повысить свой уровень и свою самооценку.  

   При работе над рисунком живой головы начинающему рисовальщику необходимо держать во внимание  и решать такие задачи.

1.   Создание убедительной объемной формы головы человека, чтобы на плоском вашем формате бумаги зрительно ощущалась объемность находящаяся в воздушном пространстве.

2.   Передача в рисунке индивидуальных особенностей строения черепа и мышц, при этом обязательно обратите внимание на  особенности строения вашей натуры, какой тип лица.

3.   Акцентировать портретную характерность данного человека.

  Чтобы  задачи выше названные успешно выполнялись, необходимо, на протяжение всех этапов рисования головы живой модели,  мыслить формой, буквально чувствовать осязать глазами объем формы, работать отношениями, сравнивать, сопоставлять пропорции, последовательно вести  работу от общего к частному, от простого к сложному. Обобщение формы необходимо в начале работы, когда рисовальщик быстро намечает на листе общую форму головы, показывая ее основные части, он работает методом первоначального обобщения. В конце работы, когда найдены мельчайшие детали, художник вновь возвращается к обобщению, но обобщению завершающему, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.

  Для выявления особенностей строения общей формы головы, присущей вашей модели. И правильного определение характера, эмоционального настроя, которое проявляется в мимике на лице, игрой, движением мышц, нужны будут знания о внутреннем строение головы человека.

  Далее разговор, пойдет о науке, как пластическая анатомия головы.

 Знание анатомии головы помогает правдиво и правильно изображать человека, находить наиболее характерные черты позирующей модели, достигать портретного сходства. И поэтому, прежде чем приступить к рисунку головы с живой модели, полезно  сначала, ознакомиться, а затем тщательно изучать пласт анатомию  фигуры человека.

  Пластическая анатомия раскрывает особенности строения скелета человека и его мышечного покрова и позволяет осознанно изображать  форму, объект рисунка.

 Смотрите! Тени ложаться по форме, штришочек, так же ложится по форме. Когда у вас есть понимание, что под покровом кожи есть такая то мышца, а еще скелет, то есть жесткая основа, ваша рука осознанно и уверенно двигается, при этом создается нужная форма, нужный объем. И тогда у тебя все начинает получаться! Ты в восторге и это замечательно!

  Настроение явно улучшилось. Всего лишь, карандаш, бумага, включаешь свои мозги,  воля к победе! И все!  Рядом есть тот, кто постоянно помогает идти к победе, быть победителем!

РАБОТАЮ (  Искусство, как метод АРТтерапии…...

Речь идёт только о студии вечерний рисунок!           РАБОТАЮ!   Повышение самооценки! Значимость для самое себя любимого!

               Работаю до этого места), далее все хорошо!

  Но сначала все может быть и не так! Обычно незнающие пласт-анатомию рисовальщики, при изображение могут нарисовать модель, с припухлостями, флюсом на щеке и так далее.

  Пластическая анатомия головы начинается с рассмотрения строения черепа.  Изучение черепа не только полезно, но и необходимо. Череп является первоначальной, формирующий общую жесткую форму головы. Изучив на практике строение его, можно быть уверенным, что с большей вероятностью  вами будет убедительно построена объемная форма головы. Для хорошей практики, рисунок черепа полезно проработать в трёх проекциях, т. есть три основные точки взгляда, анфас, три четверти и профиль.

  Есть такое упражнение, которое выполняется в качестве длительной, но зарисовочки.

  Сначала рисуется линейно конструктивная форма всей головы, строится лицевая часть.Лёгким тоном, едва касаясь бумаги наносятся линии рисунка деталей лицевой части головы.

              (Работаю здесь

..!!!!!!?когда готова длительная или просто зарисовка, врисовывается,  прорисовывается череп сверху уже нарисованной головы.    

  Строение черепа имеет определенные закономерности и  особенности характерные для модели. в данном упражнении видно, где рисовальщик нарушил форму, и можно отследить, увидеть характерные, индивидуальные особенности строения черепа и мышц лица позирующего человека.

Череп. Зарисовки с черепа в разных ракурсах

Полезно, чрезвычайно, будет небольшие зарисовки и наброски выполнить. Во-первых поиск композиции в листе формата. Во-вторых поиск обобщенной формы тренировочное.

  Перед вами сидит, живой человек, мало того, что он двигается, вам необходимо учитывать мимику лица. При определенном настроении мышцы изменяют свой контур и можно прочитать, увидеть в каком состояние пребывает человек. Что это значит для изучающего рисунок живой головы человека?

  Когда вы смотрите на натуру в первые моменты, проанализируйте и запомните, то первое впечатление от внешности натуры, взгляда и среднюю линию губ. То есть определяется и в голове рисовальщика фиксируется психологический портрет, схватывается первое впечатление внешнее особенности и внутреннее содержание

До сих пор работаю!)

  Продолжаем анализировать!

  При моделировании характерных особенностей строения лица, когда выявляются основные пропорции. Необходимо обратить внимание на тип строения лицевой части. Различают пять основных типов лица.

  Треугольное - характеризуется широкими скульными, по горизонтальной линии, выступами и узким подбородком, что формирует контрастное строение лица. Широкие скульные выступы эта характерная черта пропорций, для славянского типа лица.

  Квадратное - характерные черты, широкая нижняя челюсть, создающая впечатление тяжелого подбородка. Лицо этого типа выглядит грубым и угловатым.

  Прямоугольное - характеризуется высоким лбом и длинным подбородком.

  Круглое - характерно мягкими линиями перехода от подбородка к самой широкой части лица, скульным выступам, которое плавно переходит в линию начала роста волос на лбу. Данный тип лица создает впечатление плоского.

  Овальное - ширина лба соответствует ширине скул, подбородок плавный мягкий, а высота лица в 1,5 раза превышает его ширину. Это классические пропорции.

Смотрите! Перед самым началом рисования вы начинаете представлять, видеть, как ваша работа будет выглядеть законченной и при этом просматриваете поэтапное ведение рисунка вами лично! Для этого нужен опыт, и знания. Эта рекомендация не для новичков, но знать это не будет лишним

Контакт